Абитуриенту2018
Подробнее

14 июня 2011 г.состоялся выездной семинар в рамках работы районного Совета администрации Ленинского района г. Минска по выработке предложений по компенсации отрицательного сальдо внешней торговли

Опубликовано: 14.06.2011


14 июня 2011 г. состоялся выездной семинар в рамках работы районного Совета администрации Ленинского района г. Минска по выработке предложений по компенсации отрицательного сальдо внешней торговли

Программа мероприятия включала:

1. Посещение экспортноориентированных производств:

  • Иностранного предприятия «Актив Шуз»;
  • СОАО «Коммунарка».

2. Выступление участников семинара:

  • первого заместителя главы администрации Ленинского района г. Минска;
  • заведующей кафедры маркетинга и менеджмента Института предпринимательской деятельности;
  • директора ИП «Нойман Интернациональный транспорт»;
  • генерального директора ОАО «Элема»;
  • директора СООО «Гейм Стрим».

Наш институт представляла зав. кафедрой маркетинга и менеджмента, к.э.н., доцент Киреенко Наталья Владимировна. Тема ее доклада была определена следующим образом: Мировой опыт стимулирования экспорта продукции и основные направления его применения в Республике Беларусь. Текст доклада представлен ниже.
В ходе выездного семинара в рамках работы районного Совета администрации Ленинского района г. Минска был выработан комплекс предложений по компенсации отрицательного сальдо внешней торговли. Среди направлений участниками отмечены маркетинговые мероприятия по продвижению продукции на внешние рынки, льготы для экспортеров с стороны государства, информационное и рекламное сопровождение внешнеторговых операций и др.

Киреенко Наталья Владимировна
кандидат экономических наук, доцент
зав. кафедрой маркетинга и менеджмента
Института предпринимательской деятельности

МИРОВОЙ ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В условиях глобализации мирового рынка повышение устойчивости национальной экономической системы в значительной степени зависит от методов и способов стимулирования экспорта продукции, реализация которых происходит через формирование благоприятного макроэкономического климата, а также создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.
При этом необходимо отметить, что государственная поддержка экспортоориентированных производств стала составной частью экономической инфраструктуры разных стран. Так, по оценке экспертов, в американских компаниях, связанных с экспортом, занятость растет на 20 % быстрее, чем в других компаниях, а заработная плата соответственно в среднем на 15-17 % выше, чем в компаниях, ориентирующихся в сбыте на внутренний рынок. В Канаде каждый дополнительный миллиард долларов экспортных поставок позволяет создать 11 тыс. дополнительных рабочих мест.
Выполненные нами исследования показывают, что в настоящее время господдержка экспортоориентированных производств обусловлена причинами общеэкономического и внешнеторгового характера.
Во-первых, современный научно-технический прогресс позволяет резко увеличить объем промышленного и сельскохозяйственного производства, возможности транспорта, связи и, соответственно, выгоды от внешнеторговых операций. Это учитывают правительства зарубежных стран. В результате одним из ключевых направлений национальной торговой политики становится стимулирование экспорта.
Во-вторых, быстрый рост экспорта, повышая его роль в национальной экономике, способствует общехозяйственному развитию. Практически во всех странах отмечается увеличение доли экспорта в национальном ВВП и в ежегодном его приросте.
В-третьих, в международный товарооборот в послевоенный период все больше вовлекается продукция обрабатывающей промышленности (в настоящее время составляет 3/4 мировой торговли, тогда как в конце 40-х годов – менее 1/2); сравнительно быстро расширяется международное производственное кооперирование.
В-четвертых, следствием роста предложения товаров и услуг является обострение конкуренции на мировом рынке. Оно требует не только дополнительных усилий от непосредственных товаропроизводителей и поставщиков, но и расширения содействия им со стороны правительств в особенно выгодной для государства экспортной деятельности.
Наконец, экспорт связан с дополнительными расходами поставщика по сравнению со сбытом продукции на внутреннем рынке (на поиск контрагента, оформление контракта, доставку и страховку товара, уплату таможенных пошлин и внутренних налогов за рубежом и пр.). Поэтому во многих странах растут масштабы и совершенствуются инструменты стимулирования экспорта и его государственной поддержки. В настоящее время основными стимулирующими методами экспортной политики являются финансово-экономические; нормативно-правовые, а также организационно-технические, включая национальные и межнациональные стандарты, систему сбыта и продвижения продукции.
Положительным примером является европейская практика стимулирования внешнеторговой политики, где основными механизмами поощрения экспорта стали: субсидирование, кредитование и страхование экспортно-импортных операций, налоговые льготы, стимулирование ввоза и вывоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочное капиталовложение в экспортное производство.
Например, Франция в области льготного кредитования экспорта придерживается положений международного соглашения об основных условиях предоставления экспортных кредитов. Страхование таких кредитов осуществляет частная французская компания, используя для этого как собственные, так и государственные ресурсы. В последнем случае решение о предоставлении кредитов принимает Департамент по внешнеэкономическим связям Министерства экономики, финансов и промышленности на основе выводов межминистерской комиссии гарантий внешнеторговых кредитов, а также Компания по страхованию внешней торговли.
В целом система кредитования и страхования экспорта Франции охватывает более трети национального экспорта. В итоге благоприятная система стимулирования экспортной деятельности позволила Франции за последние тридцать лет повысить вдвое долю своего товарного экспорта в ВВП страны, что сравнимо с аналогичным показателем других ведущих европейских стран.
В Германии создана организация по координации усилий правительственных учреждении для содействия развитию экспорта в наиболее перспективных регионах. Этой организацией разработаны, например, «Латиноамериканская концепция» и «Восточноазиатская инициатива», которые призваны содействовать долговременному усилению позиций немецких экспортеров в этих регионах.
Сложившаяся экономическая ситуация в нашей стране требует разработки комплекса мер по активизации стимулирования экспорта отечественных товаров. Анализ показывает, что внешнеторговый оборот Республики Беларусь в период с 2000 г. по 2010 г. увеличился с 16,0 млрд долл. до 60,0 млрд долл., т.е. почти в 4 раза. При этом рост экспорта за данный период составил 344 %, а импорта – 403 %.
Такие значительные показатели увеличения товарооборота связаны, в первую очередь, с интенсивным освоением предприятиями республики внешних рынков, либерализацией доступа на внутренний рынок импортной продукции, расширением внешнеэкономических связей Беларуси в географической направленности и возрастающими потребностями перерабатывающих предприятий в продукции, которая не производится в стране в силу отсутствия технологических и технических возможностей, а также природно-климатических и иных условий.
Несмотря на положительные тенденции во внешней торговле Беларуси, сальдо внешнеторгового баланса остается отрицательным. В 2010 г. достигло наибольшего значения за последние десять лет более 9,5 млрд долл. В большей степени наблюдается рост отрицательного сальдо в торговле со странами вне СНГ и за 2010 г. составил 4,3 млрд долл., со странами СНГ, в том числе и с Российской Федерацией, наблюдается положительная тенденция снижения отрицательного сальдо.
Тем не менее, наибольший удельный вес во внешней торговле занимает Россия – почти 40 %. На втором месте Нидерланды – 11 %, далее Украина – 10 %. Также основными торговыми партнерами Республики Беларусь среди стран вне СНГ являются Соединенное Королевство, Латвия, Польша, Китай, Германия, Венесуэла, Италия. Эти страны в последние годы несколько увеличили объемы внешней торговли с Беларусью. Однако увеличение товарооборота в торговле со странами Европейского Союза, США, Канадой и другими обусловлено в большей степени ростом импорта.
Исходя из этого, отличительной особенностью современного механизма стимулирования экспорта в Республике Беларусь должен стать его комплексный характер, включающий одновременное использование мероприятий, направленных на обеспечение разработки новых видов товаров и развития их экспортного производства, поощрение сбыта продукции, создание необходимых условий для беспрепятственного продвижения их на внешние рынки. При этом его главными задачами в сфере внешней торговли являются: обеспечение ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающего производства; стимулирование экспорта товаров, созданных на основе высоких технологий с целью выхода на внешние рынки с продукцией более высокого уровня переработки; обеспечение защиты национальных товаропроизводителей, используя принятые в мировой практике способы и методы.
По нашему мнению, важная роль в процессе стимулирования экспорта отечественной продукции принадлежит организационно-техническому содействию государства национальным производителям в освоении новых рынков и расширении масштабов экспортных операций. Это заключается в предоставлении через государственные органы различного рода коммерческой информации, представлении интересов экспортеров-производителей в правительственных организациях, подготовке специалистов в области внешнеторговой деятельности. Многие правительственные министерства зарубежных государств имеют специальные подразделения для оказания помощи экспортерам в получении крупных заказов, снабжении их информацией о проведении международных торгов и их условиях, в поиске контрагентов на зарубежных рынках. Государство берет на себя организацию за рубежом внешнеторговых выставок и других рекламных мероприятий, пропагандирующих продукцию национального производства. Распространена практика по созданию за рубежом постоянно действующих торговых центров.
В целом эффективность проведения экспортных операций в значительной степени будет зависеть от уровня организации международной маркетинговой системы продвижения продукции, основными направлениями которой являются:

  • во-первых, ориентация на конкретный перспективный регионально-страновой рынок. В данном случае целесообразно расширение рынков сбыта вне стран СНГ, а именно, выход на рынки Европейского Союза;
  • во-вторых, использование комплексного подхода при разработке и реализации стратегических направлений маркетинговой и логистической политики. Данные аспекты отражены в Программе развития в Республике Беларусь логистической системы на период до 2015 года;
  • в-третьих, формирование системы маркетинга по изучению зарубежных рынков и созданию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров в рамках интеграционных формирований СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП и Союзное государство Беларуси и России;
  • в-четвертых, активное стимулирование лиц, включенных во внешнеэкономическую деятельность в целом и, в частности, экспорт продукции (потребителей, посредников, торгового персонала). В частности применение экономических стимулов всех типов, включая контрактную систему оплаты, введение бонусов, премий, льгот, страховки, беспроцентных кредитов;
  • в-пятых, формирование новой и развитие существующей товаропроводящей и товаросопровождающей сетей путем выбора методов стимулирования и организационных форм. А именно, при министерствах и комитетах создание специальных маркетинговых учреждений и центров по продвижению экспорта в стране и в зарубежных государствах.

В заключении необходимо отметить, что учет мирового опыта стимулирования экспорта и реализация предложенных мероприятий направлена на повышение конкурентоспособности экспортоориентированных производств, достижение положительного внешнеторгового сальдо на основе сбалансированности экспортно-импортных потоков, диверсификации структуры и географической направленности экспорта, использования инновационного развития производства и сбыта продукции.

Н.В. Киреенко


« Назад
Наши выпускники
КЛИМЕНТОВИЧ Александр Александрович
Директор ОДО «Газовик»

 

 

Выпуск: 0, Коммерческая деятельность
Все отзывы